МБОУ СОШ №17
город Белгород
  • Функциональная грамотность

         Функциональная грамотность — это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения.


          Функциональная грамотность отражает идею эффективной интеграции личности в быстро меняющееся общество.

        Основными составляющими функциональной грамотности являются способность человека действовать в современном обществе, решать различные задачи (максимально широкого диапазона), используя при этом определенные знания, умения и компетенции. Оценка сформированности функциональной грамотности может осуществляться через оценку определенных стратегий действий, поведения обучающихся, которые они могли бы продемонстрировать в различных ситуациях реальной жизни.


       В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественнонаучная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

        Читательская грамотность - способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.


       Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.


         Естественнонаучная грамотность отражает способность человека применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, в том числе в случаях обсуждения общественно значимых вопросов, связанных с практическими применениями достижений естественных наук.


         Финансовая грамотность понимается как способность личности принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности.


       Глобальная компетентность рассматривается как «многомерная» цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность — человек, который способен воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.


       Под креативным мышлением понимают способность к продуктивному творческому подходу.

           Функциональная грамотность проявляется в решении проблемных задач, выходящих за пределы учебных ситуаций, и не похожих на те задачи, в ходе которых приобретались и отрабатывались знания и умения.


       Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать обучающимся нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни.


       Наличие контекста является важным условием задания на формирование и оценку функциональной грамотности. Контекст задания – это особенности и элементы окружающей обстановки, представленные в задании в рамках предлагаемой ситуации. Эти ситуации связаны с разнообразными аспектами окружающей жизни.


       Повышение уровня функциональной грамотности школьников может быть обеспечена успешной реализацией ФГОС, т.е. за счет достижения планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов, если в учебном процессе реализован комплексный системно-деятельностный подход, если процесс обучения идет как процесс решения обучающимися различных классов учебно-познавательных и учебно-практических задач, задач на применение или перенос тех знаний и тех умений, которые учитель формирует.


      Центральным понятием в международной программе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется еще и как функциональная грамотность. Этот термин отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) всех ступеней образования.
     

    Выделены отличительные черты функциональной грамотности:

    1) направленность на решение бытовых проблем;
    2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;
    3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;
    4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма.


         Таким образом, функциональная грамотность – это уровень грамотности человека, определяющий его деятельность с использованием печатного слова в быту.


       Мониторинг формирования функциональной грамотности – это не контроль и не проверка с выстраиванием рейтингов образовательных организаций или регионов. Основой внедрения проекта являются идеи формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности. Система заданий и диагностических материалов разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA. При этом используются все отечественные инновационные разработки в данной области.


       Разрабатываемая система заданий и диагностических материалов будет способствовать обновлению учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, сформулированные в ФГОС и связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях.


       Разработка заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов осуществляется по 6-ти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению.


       Задания, объединенные в тематические блоки, составляют основу инструментария для оценки функциональной грамотности (также как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Учащиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) применяют свои знания и умения, а также приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.


      В таблице представлены материалы по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся как нового результата системы образования, способного наделить выпускника новыми знаниями и технологиями адаптации к изменяющимся условиям обучения, профессиональной деятельности и жизни.

    № п/п

    Источник

    Ресурс

    Краткое описание

    1

    Российская электронная школа

    https://fg.resh.edu.ru

    Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности

    2

    Сборник специальных модулей по финансовой  грамотности для УМК

    https://go.rosuchebnik.ru/search?query=Сборник+специальных+модулей+по+финансовой++грамотности+для+УМК

    Модули по финансовой грамотности, специально разработанные для ряда обязательных предметов (математика, обществознание (плюс экономика и право), ОБЖ, география, английский язык)

    3

    Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы)

    https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

    Банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности обучающихся 7 – 9 классов включает 700 разработанных заданий, в том числе:

       •200 заданий для обучающихся 7 классов;

    •200 заданий для обучающихся 8 классов;

    •300 заданий для обучающихся 9 классов.

    4

    Доклад ВШЭ

    https://www.hse.ru/search/?text=%D1%84%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C&simple=1&searchid=2284688


     

    Доклад «Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности»

    о том, как разобраться во множестве списков «навыков

    XXI века» и найти баланс между знаниями и компетенциями в практике школьной жизни

    5

    Доклад ВШЭ

    https://clck.ru/LPJ4A

    Основные результаты российских учащихся в международном исследовании читательской, математической и естественно-научной грамотности PISA-2018 и их интерпретация

    6

    Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад

    в будущее»

    https://clck.ru/NQtcN

    Методические рекомендации

    «Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке»

    7

    ФГБУ «ФИОКО»

    https://clck.ru/JE3iG

    Демонстрационные варианты

    международных исследований

    8

    Журнал «Педагогические измерения», 2020, № 2

    https://fipi.ru/o-nas/novosti/zhurnal-pedagogicheskiye-izmereniya-2-2020

    Номер журнала содержит статьи по формированию и оценке функциональной грамотности

    посредством учебных предметов

    9

    Серия вебинаров на официальном канале издательства «Просвещение»

    https://www.youtube.com/playlist?list=PLPx1EkGOy049uAPaUNUgk6wI_rqDLBLno

    Онлайн-конференция «Функциональная грамотность – вызовы для современного образования»

    10

    Группа компаний

    «Просвещение»

    https://clck.ru/QCc2F

    Специальные серии пособий для 5–9 классов по функциональной грамотности

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie