Поиск новых форм и методов обучения детей с речевым нарушением –
один из актуальных вопросов коррекционной педагогики. Одной из таких
форм неизменно остается игра – как ведущая деятельность ребенка как
дошкольного, так и школьного возраста. Сделать игру наиболее интересной
помогает кукла. Метод работы с куклой – становится средством достижения
основной цели: развить речь школьника, творческое воображение,
мышление. Присутствие куклы на занятии сразу вовлекает ребенка в игру.
Главная задача куклы – обеспечить диалог, в котором ребенок будет
общаться со взрослым посредством куклы. С куклой ребенок быстрее и легче
овладевает навыками общения, с игрушкой легче разговаривать. Применение
куклы в коррекционной работе способствует повышению мотивации к
логопедическим занятиям, сокращению периода ввода поставленных звуков
в речь, развитию интереса к словообразованию, словоизменению и к
различным действиям со звучащим словом.
Учитель-логопед Матвеева О.М. рассказала учащимся о куклах – из
чего их делали, какие функции были у каждой куклы, какие народные
поверья с ними связаны. Ребята познакомились с куклой-кувадкой,
кубышкой-травницей, зернушкой, куклой-поленом, куклой-закруткой,
десятиручкой и др. Так, например, русская народная кукла «Кубышка-
травница» способствует развитию речевого дыхания. Ребёнок вдыхает и
выдыхает аромат целебных трав, при этом учится дифференцировать
носовой вдох и ротовой выдох. Использование русской народной куклы
«Зернушки» способствует развитию мелкой моторики пальцев рук.
Тряпичную куклу «Зайчик на пальчик» применяет при обучении и
закреплении понимания и употребления предлогов, для постановки звука «р»
и артикуляционной гимнастики – куклу «Лошадку».
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного
развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем ему легче
высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании
окружающей действительности, содержательнее отношения со сверстниками
и взрослыми, активнее осуществляется его психическое развитие. А
традиционная народная кукла – тот «инструмент», который в руках
педагогов и родителей, может стать незаменимым помощником в деле
воспитания и развития подрастающего поколения. Кукла дает возможность
естественного и безболезненного вмешательства взрослого в развитие
ребенка с целью его коррекции.