Что такое функциональная грамотность
Термин «функциональная грамотность» появляется в официальныхдокументах в конце 1950-х гг. Первоначально под функциональной грамотностью понимается способность использовать общие признаки грамотности — умение читать, писать и считать — для удовлетворения повседневных нужд и решения житейских проблем; относилось это понятие скорее ко взрослому населению.
В настоящее время понятие существенно расширилось, и под ним понимается способность использовать приобретаемые знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Мы ещё расширили бы определение функциональной грамотности,
включив в него желание субъекта использовать знания.
Практико – ориентированные задачи обладают следующими признаками:
■ массовость сюжета, т.е. объекты, их свойства и сюжет задачи жизненны и
знакомы подавляющему большинству учащихся;
■ естественность, что подразумевает не только жизненность сюжета, но и от-
сутствие искусственных ограничений или условий;
■ актуальность для школьника, что подразумевает персональную вовлечён-
ность в сюжет и возможность обсуждения этого сюжета с учителем,одноклассниками или родителями;
■ познавательная или развивающая функция, когда учащийся из условия или
решения задачи узнаёт новое (здесь роль обсуждения с учителем часто важнее
самой задачи).
«Функционально грамотный человек» - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
А.А. Леонтьев
[Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под
ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.].
Функциональная грамот6ность – это способность человека вступать в
отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и
функционировать в ней.
Основные направления формирования функциональной грамотности:
• Математическая грамотность
• Читательская грамотность
• Естественнонаучная грамотность
• Финансовая грамотность
• Глобальные компетенции
• Креативное мышление
Особенность инструментария формирования функциональной
грамотности в школе заключается в следующем:
■ Создание ситуаций, инициирующих и мотивирующих учащихся на
практическую учебную деятельность.
■ Актуализация предметных знаний и жизненного опыта учащихся для
решения практических, личностно значимых задач. Когда решается
контекстная и ситуативная задача, ученики ощущают значимость проделанной
работы, появляется желание учиться. Это является одним из важнейших
аспектов при формировании функциональной грамотности.
■ Приобретение опыта успешной деятельности, решения проблем, принятия
решений, позитивного поведения в реальной жизни.
■ Поисковая активность – задания поискового характера, учебные
исследования, проекты.
■ Учение в общении или учебное сотрудничество. Задания на работу в парах
или малых группах.
■ Оценочная самостоятельность школьников, самоконтроль и взаимопроверка.
Под функциональной грамотностью педагога понимается умение педагога
применить на практике имеющиеся знания.
Это способность к саморазвитию и самообразованию, которые связаны с
поиском новой информации, проверкой ее достоверности, изучением новых
видов деятельности. ФГ – это не просто набор задач, которые нужно решить.
Это процесс, который вплетен в целую образовательную программу.
Чтобы научить детей мыслить гибко, быть мобильными и
коммуникабельными, умению взаимодействовать с другими и
информационной культуре, педагог сам должен обладать этими навыками.
Способы развития функциональной грамотности
1. Критическое мышление: всегда сомневайтесь в фактах, у которых нет
официального подтверждения, спрашивайте себя, насколько правдива та
или иная информация, кто ее транслирует и в чем ее главный посыл.
2. Развитие коммуникативных способностей: выделяйте основную
мысль сообщения, стройте текст с разных точек зрения (собственной и
слушателя), выступайте на публике, обсуждайте свои идеи с другими.
3. Участие в дискуссиях: обсуждайте конкретную проблему с разных
сторон, слушайте оппонентов и приводите свои аргументы, выражайте
свою позицию вслух, принимайте участие в форумах и семинарах.
4. Расширение кругозора: учитесь разбираться в разных областях
(искусстве, живописи, экологии, науке и технике), больше читайте и
изучайте работы экспертов.
5. Организация познания: учитесь целеполаганию, планируйте день,
месяц и год, ищите необычные решения повседневных задач,
анализируйте данные и делайте выводы.
Функциональная грамотность на ступени общего образования рас-
сматривается как метапредметный образовательный результат. Уровень образованности подразумевает использование полученных знаний для решения актуальных проблем обучения и общения, социального и личностного взаимодействия. Функциональная грамотность способствует адекватному и продуктивному выбору программ профессионального образования, помогает решать бытовые задачи, взаимодействовать с людьми, организовывать деловые контакты, выбирать программы досуга, от-
ветственно относиться к обязанностям гражданина, ориентироваться в культурном пространстве, взаимодействовать с природной средой.
Функциональная грамотность определяет готовность к выполнению социальных ролей избирателя, потребителя, члена семьи, студента.
Функциональная грамотность позволяет использовать имеющиеся навыки при организации разных видов путешествий, облегчает контакты с различными социальными структурами и организациями и т.д.
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности: